Что делать, если на вас перекладывают чужую работу

Что делать, если на вас перекладывают чужую работу

  • В чем причина, что мы принимаем на себя чужую работу?
  • Как сказать "нет"?

Практически во всех компаниях встречаются люди, которые целенаправленно, под разными предлогами, пытаются переложить часть своих рабочих обязанностей на чужие плечи. Безусловно, находятся и те, кто систематически страдает от собственной доброты и безотказности. Как распознать манипуляторов и тактично избежать выполнения чужой работы за свой счет?

Разберемся в причинах неумения отказать наглеющим.

Одна из первых: желание сполна проявить себя в новом коллективе. Чревато тем, что на новом месте вы станните человеком «на побегушках» или замените не только предыдущего сотрудника, но и половину недостающего штата компании (и все это за одну ставку).

Если коллеги пытаются «увеличить» вашу нагрузку, сваливая на вас свои недоработки, вежливо уточните, выполнял ли ваш предшественник подобные задания. Если нет, поинтересуйтесь, почему они полагают, что данная работа соответствует вашей должности.

Вторая причина неумения отказать в бескорыстной помощи коллегам: внутренняя неуверенность в себе. Боязнь не понравиться, нарваться на конфликт, обидеть сослуживцев. Очень часто люди не могут отказать навязчивому коллеге, потому что им «не позволяет воспитание». Некоторые считают, что подобным образом подтверждают свой профессионализм и лояльное отношение к компании.

Необходимо помнить: на рынке труда ваши знания и умения – товар. Ваш труд и время, затраченное на него – это эквивалент материальных ценностей. Вы же не отдадите сослуживцу зарплату, просто потому, что он забыл или поленился заработать свою. Наверняка, в таком случае, у вас найдутся аргументы, чтобы доходчиво объяснить, почему вы этого не сделаете. Предлагаем отвечать манипулятору его же методами.

Как распознать и обезвредить манипулятора

НЕВЕЗУЧИЙ. У этого человека не жизнь, а сплошные форс-мажоры. Его буквально преследуют стихийные бедствия и катаклизмы. Поэтому такой коллега, искренне горюя о том, что его квартиру затопили пятый раз за месяц, с виноватым взглядом попросит подменить его или взять на себя часть работы. (Чтобы он успел смотаться домой и спасти хоть какое-то уцелевшее имущество). Выдает таких хитрецов завидная регулярность драматических событий в жизни, особенно в авральные или отчетные периоды.

Поскольку человек, в данном случае, давит на жалость, чтобы переложить на вас свою работу, искренне ему посочувствуйте, но только на словах.

Дайте ценный совет, посоветуйте специалиста, поделитесь номером телефона службы спасения. Приведите пример еще «более ужасных» ситуаций и тактично откажитесь от чужой работы под заранее придуманным предлогом.

ДИЛЕТАНТ. От них обычно страдают молодые руководители или начальники подразделений. Чтобы человека «не нагрузили» сложной или объемной работой, он активно косит под несмышленого дилетанта. Сколько ему не объясняй, он не запоминает, не записывает, либо делает работу так, что его приходится перепроверять. Зачастую проще сделать задание самому, чем позже переделывать за него. И именно на это он и надеется, пеняя на свою нерасторопность и непонимание вопроса.

Проконтролируйте, чтобы человек делал записи, когда вы объясняете задание. Дайте понять, что возможности переспросить у него не будет, поэтому от него требуется максимальная концентрация.

Ни в коем случае не переделывайте его работу, не проводите совместный поиск ошибок. Если это в вашей компетенции, просите его исправить задание столько раз, сколько понадобится. Хвалите и подчеркивайте его успехи. Если своим бездействием он подводит коллектив, ставьте вопрос о его компетентности и профпригодности.

ДРУЖОК. «Не в службу, а в дружбу» - просит вас о помощи коллега или даже руководитель. В вопросе вы компетентны, чего вам стоит? Времени, сил и желания! Работа кажется простой, пока ее выполняет кто-то другой. Поэтому, если должного вознаграждения не подразумевается, и перед вами рисуют только туманные перспективы возможного поощрения, отвечайте той же монетой.

Пеняйте на плотный график и обещайте помочь, как только подвернется возможность. Подчеркивайте значимость для вас личности просящего о помощи. Для него, для человека, для друга, вы готовы на все, но своей рутины море, поможете, как только освободитесь.

Помните, нужно по достоинству оценивать свой труд. Не стоит превращаться в офисную «тяговую лошадку», это грозит хроническими переработками - «кто везет, на том и возят». Делая чужую работу, вы рискуете вечно оставаться на вторых ролях, пока другие растут в должностях. Чтобы не оказаться в шкуре безропотного трудоголика, ставьте границы допустимой помощи для коллег и руководства и отстаивайте их.

Вера Старкова
Вера автор hotwork.ru
14 янв. 2014 г.
Наш спецпроект - видеорепетиция собеседования!
Посмотрите видео!
(уже 289 восторженных отзывов!)
Поделиться с друзьями:
Оставить комментарий
Уже зарегистрированы? Войти
Введите e-mail, если хотите получать уведомления о новых комментариях
Комментарии - 4
Татьяна
20 окт. 2017 г.
Простенько как-то. Но всё-равно спасибо.
   
Татьяна
20 окт. 2017 г.
Что-то как-то не очень актуальные советы. Каждый ориентируется по конкретной ситуации, в которую сам и попал. А здесь что-то общее, общие советы.
   
27 марта 2017 г.
Игорь, как-то сумбурно вы выразили свое мнение. Давайте подисскутируем.
   
Игорь
24 марта 2017 г.
Очень вредная статья т.к. помогает тем-же манипуляторам и среди которых во многом некомпетентных жадных руководителей среднего уровня они вам скажут спасибо за ценные ваши советы а сами советы к тому-же прошлый век хитро-задых в наше время просто аншлаг так что методов у каждого уйма вывод: слабая и вредная статья.
   
X

Присоединяйтесь к 209 903 подписчикам Hotwork

и двигайтесь вверх по карьерной леснице, повышайте свою зарплату, изучая наши регулярные публикации

Подписка создана
Ошибка создания подписки, попробуйте позже.