Правила этикета на переговорах

Правила этикета на переговорах

  • Какие правила этикета важны для переговоров?
  • Как встретить партнеров и провести встречу?

Переговоры с потенциальными клиентами и партнёрами являются неотъемлемой частью бизнеса. Будут ли переговоры успешными, во многом зависит от соблюдения правил этикета. Их много – в некоторых случаях этикет регламентирует общение до мелочей. Но чаще всего достаточно знать основные ориентиры.

Встреча партнёров

Независимо от того, куда прибывают иногородние партнёры, их необходимо встретить. При встрече не стоит уподобляться роботам и говорить заученные фразы - напряжение и неискренность почувствуют все участники процесса. Для создания дружественной атмосферы поинтересуйтесь, как прошло путешествие ваших гостей, обменяйтесь несколькими комплиментами, скажите несколько приятных слов о компании, с которой будут проходить переговоры. После обмена первыми репликами стоит перейти к представлению. Первой начинает принимающая сторона, сначала женщины, а после – мужчины. Работники, занимающие более высокое служебное положение, представляются первыми. Те же правила распространяются и на делегацию гостей.

Посадка в транспорт

Как и за столом переговоров, места в транспорте делятся на более и менее почетные. Самое почётное место – справа на заднем сидении. Исключение – если за рулём автомобиля сидит участник встречающей делегации, тогда самым почётным местом будет место, расположенное рядом с ним. Далее по нисходящей рассаживаются участники делегации в соответствии с рангом. Вторым по статусу считается место рядом с руководителем, после – переднее сидение рядом с водителем. Третье по статусу сидение – левое заднее. Транспорт должен подаваться удобно для пассажиров. Например, руководителю прибывшей делегации автомобиль должен быть подан с правой стороны.

Оформление помещения

Комната для переговоров должна иметь надлежащий вид, быть аккуратно обставленной. На столах не должно быть лишних предметов, допускаются вода и соки, а также ручки и блокноты для записей. Все канцтовары должны быть хорошего качества.

Обмен визитками

Считается недопустимым обмен визитками в аэропорту. Этот процесс должен происходить только там, где состоится официальное заседание: в офисе, конференц-зале или переговорной комнате. Первыми предоставляют визитные карточки представители принимающей стороны, начиная от старшего по служебному положению и далее, в порядке субординации. Время обмена визитками строго не регламентируется. По сложившейся традиции, это происходит уже после переговоров, чтобы предоставить партнерам свои контактные данные. Визитные карточки необходимо подавать и принимать только правой рукой, так, чтобы текст был повёрнут к человеку, которому дается карточка. Принимающий человек должен прочесть текст на визитке вслух, после чего спрятать карточку. Мять, рвать или отбрасывать визитку недопустимо.

Стол переговоров

Участники переговоров рассаживаются за столом также по правилам. Во главе стола садятся руководители сторон – принимающей и гостевой. Далее рассадка происходит согласно служебному положению: чем выше должность, тем ближе должен сидеть человек к руководителю. Единственным исключением являются переводчики, которые сидят непосредственно рядом с главами делегаций или за ними. Первым за стол садится руководитель принимающей стороны, после – все остальные участники. Инициатива на первых минутах переговоров принадлежит руководителю принимающей стороны: именно он должен следить за отсутствием пауз в разговорах, которые могут восприниматься участниками как сигнал окончания переговоров. Считается невежливым перебивать или поправлять партнёров в ходе разговора. Уточняющие вопросы и комментарии можно высказывать только после окончания речи.

Обмен сувенирами

Обмен подарками многими ошибочно считается необязательным. Но если компания ставит своей целью долгосрочное сотрудничество, то необходимо подарить коллегам памятные сувениры. При первой встрече подарок преподносится только принимающей стороной, при последующих – уже обеими сторонами. Подарки необходимо делать согласно служебной субординации: разные для руководства и младших сотрудников. Иностранным партнёрам не стоит дарить «чисто русские» сувениры – шапки-ушанки, самовары, матрёшки и т.п., лучше остановить выбор на чем-то более изящном. Распространенными вариантами являются сувениры с логотипом компании или инициалами человека, для которого предназначен подарок.

Кажется, что этикет – это лишь внешняя сторона медали, но это не совсем так. Многие действия с точки зрения этикета очень символичны, поэтому им придается большое значение. Принимайте во внимание приведенные рекомендации, это поможет вам настроить всех участников переговоров на конструктивный и доброжелательный лад.

Александра Волкова
Александра
автор hotwork.ru
27 февр. 2014 г.
Рекомендованные статьи
Поделиться с друзьями: Facebook share VK Share Twitter share

Присоединяйся и Ты к Нашим Студентам. Лично я Стану Твоим наставником

33 видео, которые приведут тебя на вершину профессионализма, к большим достаткам, к счастливой жизни!

Послушать Курс "Поиск Работы Мечты за 30 дней"
Оставить комментарий
Не обязательно, введите если хотите получать уведомления о новых комментариях
Уже зарегистрированы?
Войти