Высшее академическое образование: старт научной карьеры

Высшее академическое образование: старт научной карьеры

  • Возможно ли построить в России карьеру ученого?
  • Какие недостатки имеют российские университеты?

Обычной практикой в нашей стране является то, что каждый ребенок в старших классах должен определиться со своей специальностью. Если это и не выбор того, чем собираешься заниматься всю жизнь, то наверняка это выбор учебного заведения и специальности дальнейшего обучения, будь то университет, институт, колледж или техникум. Но панацея ли это? Поможет ли такой выбор реализовать дальнейшую карьеру?

Если мы говорим о научной карьере – то, безусловно,без высшего академического образования шанс получить работу, степень и общественное признание сводится к нулю. Именно поэтому следует считать, что источником научной карьеры является высшая школа – университет.

Участие в научных проектах при обучении в университете значительно расширяет кругозор, открывает новые возможности научных исследований, позволяет положительно зарекомендовать себя в соответствующих кругах. Но даже если вы уже давно получили высшее, удачно или не очень, не стоит опускать руки – учиться никогда не поздно. Существует много учебных заведений как в России, так и за рубежом, которые позволят не менее успешно влиться в научную сферу, если, конечно, у вас есть желание заниматься наукой.

Учиться никогда не поздно – девиз научной карьеры

При выборе учебного заведения для учебы (магистратуры, аспирантуры) и дальнейшей работы и реализации научных проектов, стоит серьезно задуматься. Хотя отечественные вузы все еще являются мощными центрами научных исследований по различным специальностям, но, само собой, имеют ряд недостатков.

Во-первых, это почти полное отсутствие практической ценности проводимой российскими вузами научной работы. Исследования и внедрения – главные направления деятельности ведущих мировых университетов. Например, в США существует степень Мастера Профессиональных наук (Professional ScienceMaster’s ­ PSM), подразумевающая 2 года последипломной подготовки по техническим специальностям и дополнительное изучение таких дисциплин, как бизнес-процессы, управление проектами, интеллектуальная собственность, экономика и финансы. Российские же вузы по-прежнему занимаются в лучшем случае теорией.

Во-вторых, отсутствие гибкости, статичность программ обучения создает определенные трудности при реализации научной карьеры.Стремительно развивающиеся технологии вызывают мгновенную реакцию рынка труда: нужны специалисты с новыми навыками и умениями, следовательно, появляются новые специальности и профессии. К примеру, западные образовательные учреждения очень быстро подстраиваются под спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины: в Англии каждая четвертая из 60 000 дисциплин, появилась в последние годы ("новые медиа","информационные технологии для здравоохранения", "джи ар" -специалист по связям с госорганами).

Изучение новых направлений позволит «оставаться в тренде» основных тенденций научного мира

В-третьих, российские вузы располагают более скромными бюджетами на научные разработки, чем западные. Например, Гарвардский университет со своими 2 миллиардами долларов в год может позволить любого специалиста и самую современную материально-техническую базу, в то время как при ведении научной деятельности в отечественных университетах вы будете частично сами финансировать свои исследования при достаточно низкой стипендии.

И, наконец, самую банальную, но весомую проблему для научной карьеры в России составляет отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое. Нонсенс, не правда ли?Именно понимание того, что университеты должны быть центром научных исследований, а не просто продолжением школьного образования, позволит трезво оценить свой выбор учебного заведения, специальности, а также обеспечить себе перспективную реализацию научной карьеры. Именно такой подход позволит определить научную сферу как полноценную профессиональную деятельность.

Здесь нельзя не вспомнить, что в России так же существуют научно-исследовательские институты (НИИ), которые еще с советских времен занимались только научными проектами в разных отраслях. К сожалению, немногие НИИ могут сегодня похвастаться значительным финансированием своих исследований. Да и получение научной степени, в основном, проходит в академических университетах.

Не каждое учебное заведение может позволить себе успешно проводить научные изыскания и внедрять проекты, тем не менее,возможность влиться в научную среду таких вузов для реализации собственной карьеры неоспорима.

Марина Кривоконь
Марина
преподаватель, соикатель степени кандидата наук, эксперт hotwork.ru
14 апр. 2014 г.
Поделиться с друзьями: Facebook share VK Share Twitter share

Присоединяйся и Ты к Нашим Студентам. Лично я Стану Твоим наставником

33 видео, которые приведут тебя на вершину профессионализма, к большим достаткам, к счастливой жизни!

Послушать Курс "Поиск Работы Мечты за 30 дней"
Оставить комментарий
Не обязательно, введите если хотите получать уведомления о новых комментариях
Уже зарегистрированы?
Войти